ИКТ как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии.
ИКТ как средстворазвития
творческих способностей учащихся
на уроках технологии.
Автор: Бочарова
Ирина Евгеньевна.
Анализ проблемы развития творческих способностей во
многомопределяется тем, что мывкладываем в это понятие. Очень часто в
повседневной жизни творческие способности рассматриваются какспособностями к различным видам
художественной деятельности, т.е. умением красиво рисовать, сочинять стихи,
писать музыку.
Что такое творческие способности на самом деле? Это понятие
тесным образом связано с понятием «творчество» и «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы
понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается что-то
новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к
новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к
действительности.
В поведение
человека, его деятельности можно выделить два основных вида поступков. Первый:воспроизводящий или репродуктивный. Такой вид деятельности тесно
связан с нашей памятью и повторением уже знакомых приемов, навыков. Второй: творческий, результатом
которого является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или
действий, а создание новых образов или действий.
Способности –
это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются
условиями успешного осуществления данной деятельности и динамики овладения
знаниями, умениями и навыками.
Таким образом, в самом общем виде определение творческих
способностей выглядит следующим образом. Творческие
способности – это индивидуальные особенности человека, которые определяют
успешность выполнения им творческой деятельности различного рода, которая
требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости
мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода
к решению больших и малых проблем.
Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом
человеке. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя.
Развитию творчества ребенка способствует наличие генетической основы и условий
социально-педагогического характера.
Для того, чтобы дети развивали творческие способности,
необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности,
способствующей раскрытию и развитию природных данных. Творческие способности не только проявляются в
деятельности, но и формируются в ней.
Творчество начинается с новой идеи. Новые идеи могут
появляться как на основе новой информации, так и без нее. Чтобы ребенок мог
создать что-то новое он должен опираться на уже известное, иметь материал, хранящейся в
памяти. Чтобы дети начали творчески применять полученные ими ранее знания, необходимо, чтобы они
испытывали потребность в предложенной им деятельности.Должна быть организована мотивация к
действию.
Последовательность творческой деятельности ребенка
заключается в том, что на самом первом этапе, познакомившись с образцами работ
разного уровня сложности, дети составляют свою композицию изделия. В первых
работах непременно включаются элементы, обязательные для начального обучения.
Тем, кто испытывает затруднения в первоначальном композиционном решении,
предполагаются готовые образцы, в которые дети по желанию могут вносить
изменения. Все равно в каждом образце проявится индивидуальность исполнения.
Пробуждения интереса к действию, следует начинать с
демонстрации пособия, творческих работ. Показ рассчитан на пробуждение
переживаний учащихся, вызванных созерцанием красивого изделия, мастерски
выполненного преподавателем.
И в этом случае невозможно обойтись без
информационно-коммуникационных технологий, которые являются в первую очередь современными
наглядными средствами обучения.Мультимиедийная
поддержка уроков технологии предоставляет учащимся возможность активного
«визуального» овладения учебным материалом, позволяет узнавать свойства
изучаемого объекта, связать его зримый образ с физическими или техническими
параметрами, задающими его.
Применение средств информационных технологий
на уроках технологии:
• Повышает эффективность учебного процесса;
• Облегчает понимание и восприятие материала
учащимися;
• Увеличивает психологическую обоснованность принятия
необходимых
выводов, решений, обобщений;
• Сокращает время на подачу учебного материала и на
вводный инструктаж;
• Развивает активность и самостоятельность учащихся;
• Дает возможность ученикам, пропустившим занятие,
самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом;
• Способствует развитию внимания, памяти учащихся,
информационно-коммуникативной компетенции, логического мышления;
От учителя, использующего средства
информационных технологий требуется развитое умение вводить учащихся в круг
изучаемых проблем, направляя их деятельность, делать обобщающие выводы,
оказывать индивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы.
Есть несколько методических условий, выполнение которых
обеспечивает успешное
использование наглядных мультимедийных средств
обучения:
1) хорошее обозрение;
2) чёткое выделение главного,
основного при показе иллюстраций;
3) детальное продумывание
пояснений, необходимых для выяснения
сущности демонстрационных явлений,
а также для обобщения усвоенной
учебной информации;
4) привлечение самих учеников к нахождению
желаемой информации в
наглядном пособии, постановка
перед ними проблемных заданий наглядного
характера.
Выполнениеданныхусловийприиспользованиисредств
информационных технологий значительно повышает
эффективность уроков.
Применение ИКТ способствует
развитию творческих способностей учащихся, дает возможность в большей степени
использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка –
естественную потребность в общении и игре, стремление к коллекционированию,
порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые изделия.Богатейшие возможности предоставления
информации на компьютере позволяют изменять и обогащать содержание образования.