Обучение
школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов
преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов
природной и социальной среды.
Для предмета "Технология” характерно модульное
построение программ, позволяющее динамично варьировать ее прохождение с учетом
материальной базы школы, имеющихся педагогических кадров. Базовыми для программ
по направлениям являются разделы: Технология. Сельскохозяйственный труд.
Для реализации программы по направлению "Технология.
Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)” создаются программы, включающие
разделы по агротехнологии, а также базовые разделы по технологиям технического
труда или обслуживающего труда. Учебно-тематический план составлен с учетом
сезонности сельскохозяйственных работ.
Занятия по разделам "Кулинария” и "Технология ведения
домашнего хозяйства” проводятся как для девочек, так и для мальчиков.
Программа
по направлению «Технология» для неделимых классов составлена на основе
федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования.
Примерная программа для неделимых классов разработана для обучения
школьников с V по VIII класс и рассчитана на
204 часа.
Базовыми
для программы по направлению «Технология» для неделимых классов являются
разделы: «Культура питания», «Бытовая техника», «Основы чертежной грамотности»,
«Ремонтные работы в быту», «Материаловедение», «Машиноведение», «Изготовление
швейного изделия», «Декоративная обработка древесины», «Декоративная обработка
металла», «Уход за одеждой, ее ремонт», «Дизайн пришкольного участка». Раздел «Строительные
ремонтно-отделочные работы»(региональный
компонент) объединен с разделом«Ремонтные работы в быту» (4 ч). Разделы переставлены местами.
Она
имеет четкую логическую структуру, включает в себя предметные модули,
позволяющие ознакомить учащихся с наиболее распространенными материалами,
используемыми в промышленности и быту для изготовления различных изделий, их
свойствами и технологией обработки.
Основные
отличительные моменты данной программы заключаютсяв введении в учебный план следующих разделов:
«Дизайн пришкольного участка». Его
актуальность заключается в том, что в последнее время большое внимание
уделяется экологическому и эстетическому воспитанию учащихся. Ландшафтная
архитектура и озеленение имеет огромное эстетическое, воспитательное и
санитарно-гигиеническое значение.
В
разделе «Изготовление швейного изделия» основное внимание учащихся
сконцентрировано на приобретение умений работать с готовыми выкройками и
выполнять элементы моделирования. Процессы раскроя и изготовления швейного
изделия оказались одинаково востребованы мальчиками и девочками. Объекты труда
подбирались следующим образом: в 5 классе учащиеся вначале изготовляют для себя
рабочую одежду – фартуки, в которых затем выполняют различные виды работ,
связанных с обработкой дерева и металла. А в 6 и 7 классах в банке идей
творческих проектов заложено изготовление швейных изделий для отдыха и занятий
спортом (шорты, кепки, рюкзаки, ветровки).
В
связи с тем, что в классах занимаются одновременно и мальчики и девочки были
введены два раздела: «Декоративная обработка древесины» и «Декоративная
обработка металла». Чем привлекательна декоративная обработка материалов? А
тем, что в процессе обучения школьников декоративной обработке материалов,
трудовое и эстетическое воспитание сливаются воедино, взаимно дополняют и
обогащают друг друга. Подобраны объекты труда одинаково доступные и интересные
для мальчиков и девочек как по обеспечению материалами и инструментами, так и
по приемам исполнения. Проектные задания для учащихся подобраны таким образом,
чтобы получая консультации у учителя и выполняя часть работы на уроках, они
имели возможность в домашних условиях продолжить работу над изделиями. В целом
обучение по данной программе позволяет сформировать творческую, социально –
активную и технологически грамотную личность.